Бизнес и коронавирус – мировой финансовый кризис 2020

Как получить заключение о форс-мажоре

Форс-мажор позволяет не платить штрафные санкции. Суд признает то или иное обстоятельство форс-мажором, НО заключение ТПП очень в этом может помочь.

Торгово-промышленная палата (далее – ТПП) рассматривает пандемию COVID-19, как возможное форс-мажорное обстоятельство в соответствии со ст. 401 ГК РФ. Признание ситуации форс-мажором позволит освободиться от ответственности перед контрагентами за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

С 26.03.2020 ТПП выдаёт Заключения об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности (не только по ВЭД), и связанных с такой выдачей консультаций, на бесплатной основе (Письмо Торгово-промышленная палата РФ от 26 марта 2020 года № ПР/0315).

Для получения такого Заключения надо обратиться в ТПП в своём регионе. Если региональная ТПП по каким-либо причинам не имеет возможности выдать Заключение (нехватка кадров и тд.), то выдать документы может ТПП соседнего региона.

Перечень необходимых документов для выдачи заключения об обстоятельствах непреодолимой силы:

  • заявление в ТПП своего региона с просьбой выдать заключение об обстоятельствах непреодолимой силы;
  • правоустанавливающие и регистрационные документы заявителя (свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе, Устав);
  • документы, подтверждающие возникновение обязательств по внешнеторговой сделке: договор (контракт), содержащий форс-мажорную оговорку;
  • документы компетентных органов, подтверждающие события, на которые заявитель ссылается в заявлении в качестве обстоятельств непреодолимой силы.

Для получения заключений и консультаций обращайтесь по телефону или электронной почте ТПП в своём регионе. Контактная информация размещена на сайте (необходимо выбрать свою территориальную палату): https://uslugi.tpprf.ru/ru/services/33279/ Для Москвы: +7 (495) 620-00-09 tpprf@tpprf.ru

Что делает бизнес в РФ

Но российский бизнес не унывает и пытается извлечь выгоду из сложившейся ситуации. Футболки с изображением молекулы вируса, гречки и туалетной бумаги, книги об эпидемии Эбола и реклама презервативов с упоминанием вымышленной китайской провинции Ган Дон помогают компаниям наращивать лояльную аудиторию и стимулировать продажи.

Отреагировали и крупные бренды — авиакомпании, мессенджеры и сети фастфуда. Например, S7 и «Уральские авиалинии» разрешили вернуть даже невозвратные билеты с датой вылета с начала марта по середину апреля. А на сайте лоукостера «Победа» в процессе бронирования можно добавить услугу возврата за 499 рублей в одну сторону к любому тарифу. Сеть ресторанов быстрого питания KFC в Британии перестала использовать облизывание пальцев в рекламе. Мессенджер Viber расширил количество участников в групповых звонках до двадцати человек, а презервативы Vizit предлагают с помощью своей продукции сделать самоизоляцию не только безопасной, но и приятной.

Удалённая работа

Карантин и работа из дома – одна из самых популярных мер у российских компаний для предотвращения коронавируса. Особенно она популярна в IT-секторе.

Крупнейшая российская CRM Битрикс24 сделала бесплатный тариф для управления бизнесом «Битрикс24» доступным для компании любого размера (прежде тарифом могли пользоваться максимум 12 человек в одной компании одновременно). Это должно помочь бизнесу перевести сотрудников на удаленный режим работы, рекомендованный в связи со вспышкой коронавируса.

Зарегистрировать портал Битрикс

Как переходят на удалёнку крупные компании

  • Яндекс перешёл на удалёнку на неделю
  • Сбербанк переводит 15% сотрудников на удаленный режим работы. Отдельно в Сбербанке хотят выделить “золотой фонд” сотрудников, которых они попытаются изолировать для сохранения работы департаментов банка в любых условиях. А также заместителей сотрудников из “золотого фонда” как “бэкап бэкапа”.
  • Mail.ru советовали сотрудникам после работы брать рабочие ноутбуки домой
  • ВКонтакте
  • Rambler тоже рекомендуют перейти на дистанционную работу сотрудникам тех подразделений, где это возможно.
  • Билайн – сотрудникам разрешили до конца марта полностью перейти на формат работы BeeFREE
  • IBM – переводят весь офис на работу из дома.
  • В финансовой компании Юником24 “постарались максимально обеспечить расстояние между столами более 1 метра, как советует ВОЗ”.
  • Лаборатория Касперского временно закрыла офисы в Пекине, Тяньцзине и Шанхае, все сотрудники в Китае работают из дома. В других странах Азиатско-Тихоокеанского региона установлен гибкий график работы, а в самих офисах раздают респираторные маски и санитайзеры.
  • В инвесткомпании ITI Capital на удаленную работу перевели часть сотрудников сервисных подразделений.
  • Тинькофф перевели в онлайн все внутренние мероприятия
  • Роснефть сотрудникам запретили ездить даже между офисами за исключением крайней производственной необходимости
  • В IT-компании Ланит разрешение на зарубежную командировку можно получить только по согласованию с топ-менеджментом.
Поставщики ноутбуков предупредили о дефиците из-за перехода на удаленку
ВАЖНО! Угроза безопасности!

Количество целенаправленных утечек баз данных компаний, которые перевели сотрудников на удаленную работу, вырастет в 2–3 раза. Основная опасность исходит от собственных сотрудников компаний — с переходом на дом возможности для кражи данных максимально увеличиваются. Даже если на рабочих компьютерах будут стоять специальные системы для предотвращения утечек, похитить данные гораздо проще из-за отсутствия визуального контроля со стороны коллег и камер видеонаблюдения.

Чтобы минимизировать риски работы на дому, нужно установить на компьютеры сотрудников антивирусные программы и VPN-доступ с двухфакторной аутентификацией, а также обновить всё ПО и IT-оборудование

Дезинфицирующие устройства и измерение температуры

Московская мэрия обязала работодателей измерять сотрудникам температуру – многие закупили термометры, а также дезинфицирующие средства для рук. В ЦБ, например, санитайзеры появились около входа в столовую, рассказал сотрудник регулятора.

В Mail.ru установили дезинфицирующие устройства на каждом этаже в московском офисе, закупили индивидуальные антисептики и организовали раздачу гигиенических масок и респираторов.

В IKEA увеличили “частоту и интенсивность” дезинфекций в офисах и торговых залах. В банке ВТБ в течение дня в офисах проводится дезинфекция, а при работе с документами и денежными купюрами специалисты используют дезинфицирующие средства.

Онлайн образование

Книжные издательства «Эксмо» и «Альпина Паблишер» зафиксировали небывалый спрос на книги о вирусах — вообще любых. Компания даже пришлось ускорять выпуск или допечатывать тиражи. Так, издательство «Бомбора» (издает нон-фикшен-литературу «Эксмо») купило книгу Ричарда Престона «Эпидемия», где рассказывается о четырех смертоносных вирусах, предшествовавших пандемии 2019 года. Издательство планировало выпуск к осени 2020 года, но из-за захвата коронавирусом новостной повестки отправило в печать 8000 экземпляров уже в феврале. Со дня на день партия поступит в продажу, говорит Рамиль Фасхутдинов, главный редактор «Бомборы». За один-два месяца издательство рассчитывает распродать книгу и выручить на этом порядка 3,4 млн рублей. На книгу «Пандемия. Всемирная история смертельных инфекций» Сони Шах издательства «Альпина Паблишер» в связи с распространением коронавируса увеличился спрос из магазинов в регионах.

Какие отрасли выиграют от Коронавируса

1. Золотое время для блогеров

Золотое время для игровиков, ютуберов, производителей контента. Об этом говорит резкий рост интереса к видеоиграм у жителей Китая. Теперь они стараются больше времени проводить дома, а все деньги, которые раньше тратились на походы в кино или встречи с друзьями, идут на оплату подписок или покупку игровых предметов.

Вместе с этим понятно, что наступает черное время для ивент-индустрии и всего, что связано с путешествиями. По подсчетам авторитетной Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), из-за коронавируса авиаперевозчики по всему миру потеряют в 2020 году от $ 63 до 113 млрд.

2. Производители продуктов и общепит

Сейчас неплохое время для крупных производителей еды и полуфабрикатов, а также тех, кто их доставляет. Исполнительный директор по маркетингу крупного оптового ритейлера OCM Group USA Сандей Ли говорит о всплеске продаж риса и еды быстрого приготовления в последние дни и не исключает дефицита.

3. Развитие грузовых дронов

Начнется новый виток развития грузовых дронов. Потому что, по сути, это тот же курьер, который не болеет и не устает. Так что есть все основания утверждать, что эта ниша начнет стремительно расти и развиваться.

«В первые месяцы мы увидели увеличенный спрос на дроны и уже продали более 4000», — говорит соучредитель XAG, крупного производителя сельскохозяйственных дронов, базирующегося в южном городе Гуанчжоу (Китай).

Ожидается, что выручка компании в этом году вырастет как минимум в четыре раза — до 30 млн юаней ($ 4,31 млн).

4. Развитие сервисов по обеспечению удаленной работы

Очень хорошие сейчас возможности для качественного роста всей сферы, связанной с обеспечением удаленной работы.

Это и платежи, и онлайн-инструменты коллаборации, и фриланс-площадки, и инструменты контроля разной степени навязчивости.

5. Новый виток для производителей смартфонов

6. Развитие VR-индустрии

Во время эпидемии появляются хорошие возможности для развития VR-индустрии. Все, что нельзя посетить физически, может возникнуть желание посещать виртуально. Так, например, крупнейшая криптоконференция в мире Consensus в этом году пройдет в VR, что станет новым опытом не только для самих организаторов, но и участников события.

7. Производители алкоголя

В плюсе окажутся производители алкоголя. Массовых мероприятий нет — а это значит, будет больше дружеских посиделок. Да и в целом дома будет скучно, часть людей может увеличить потребление от скуки. Впрочем, это компенсируется провалом потребления через бары, которые опять-таки окажутся невостребованными.

8. Домашний фитнес

Все, что связано с домашним или околодомашним фитнесом, тоже пойдет в рост: приложения, видеоуроки, тренажеры и всевозможная атрибутика для занятий. Если нельзя ходить в зал, то нужно придумывать, как поддерживать форму дома или в безлюдных местах на улице.

9. Страховая индустрия

Частично вырастет страховая индустрия. Все равно на производстве товаров первой необходимости нужно определенное число работников, точно так же нужны полицейские, доктора и т.п. Все эти люди будут страховаться от заражения, это всё равно достаточно значительное число людей.